Что такое бирюзовые организации и почему за ними — будущее

Современные компании строят работу так, чтобы сотрудникам было комфортно ― только на любимой работе вы сможете продуктивно созидать, а не просиживать штаны с девяти до шести. Организации прошли свой путь эволюции ― в книге «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу можно узнать, что конечный этап эволюции компаний ― это бирюзовые организации.

Ранние стадии

Как выяснил автор книги во время исследования различных компаний, потребности человека формируются в зависимости от среды и уровня сознания. Если раньше было достаточно найти себе работу на всю жизнь, то сегодня все не так. Мы живем в мире возможностей и всегда выбираем свободу. Современный работник уже не боится уходить из компании после нескольких лет работы, если он это делает ради интересного проекта. Но для каждой эпохи это работало по-разному, Лалу выделил «цветные» стадии развития общественного сознания в отношении кооперации.

Самая ранняя стадия ― реактивная, или инфракрасная. Она относится ко времени, когда люди жили группами и занимались охотой и собирательством (100 тысяч лет назад). В таких группах не нужен был лидер. Затем ― магическая, или пурпурная, стадия (15 тысяч лет назад). В это время люди уже объединялись в племена по несколько сотен человек, появились верования, а значит и шаманы, которые могли «управлять» настроением духов, погодой и урожаем. Десять тысяч лет назад, когда начались масштабные войны, появилась красная (импульсивная) стадия. Тогда появилось разделение труда ― побежденные и плененные враги стали рабами. А лидером становился самый сильный предводитель, который мог повести войско.
Путь к эволюционным организациям

С появлением государств шесть тысяч лет назад появилась и янтарная (конформистская) стадия организаций ― в таких организациях все действуют по правилам. Все следуют приказам, которые не обсуждаются, а иерархия ― безусловна. Яркие примеры ― церковь, армия. Примечательно, что именно в таких организациях зародилось планирование. Уже в эпоху Возрождения появилась оранжевая (конкурентная) стадия, при которой любой человек мог подняться на вершину благодаря усердной работе. Главное здесь ― конкуренция и прибыль, а еще иерархия ― руководство придумывает стратегию, а подчиненные ее реализовывают.

Стадии развития организаций

На рубеже XIX и XX столетий появляются зеленые организации ― здесь борются с неравенством и уважают каждого. Здесь важны взаимоотношения, а не результат, клиент, а не прибыль. Однако, в чистом виде такие организации обречены на провал. Поэтому появились бирюзовые (эволюционные) организации. В таких организациях сотрудники не занимаются бессмысленными отчетами и не просиживают штаны ― они делают так, чтобы их интересы работали на эффективность организации. Они делают максимум, потому что это нравится им самим, и в итоге выигрывают все.
Самоорганизация и целостность

Бирюзовые организации построены на самоуправлении. Руководство не дает наставления, а сотрудник сам определяет, что будет эффективнее и консультируется с коллегами. Прибыль распределяется между работниками в зависимости от их обязанностей, потому что в бирюзовых организациях нет четких должностей, ведь круг обязанностей сотрудника не всегда ограничивается в рамках позиции.

Бирюзовые организации стремятся к целостности ― здесь сотрудники не притворяются, они такие, какие есть и занимаются любимым делом. Они поддерживают друг друга и страхуют в случае неудачи, ведь все работают ради общей цели, а не ради того, чтобы отсидеть рабочие часы. Зачастую даже новому сотруднику дают ментора, который погружает его в работу и отвечает на все вопросы.

Цель бирюзовой организации

Главную цель бирюзовой организации можно назвать просто: «Сделать мир лучше». Отсюда все стратегии и планы развития. Между деньгами и пользой руководитель бирюзовой организации выберет пользу, а деньги придут в любом случае. Зачастую такие организации связаны с технологиями будущего, с защитой окружающей среды и развитием. Бирюзовые организации зарабатывают, чтобы изменить мир, а не наоборот. Руководство и инвесторы должны разделять взгляды бирюзовой организации, иначе у компании ничего не получится.

Пока что бирюзовые организации выглядят утопично, и потому сегодня представляют собой гибрид из оранжевых и зеленых организаций с курсом на бирюзовую, но это только начало. Компанию необязательно перекраивать, можно вносить изменения постепенно. Например, постепенно вводить внутреннее консультирование, пресекать сплетни и ссоры, разработать систему адаптации новых сотрудников, постепенно отказываться от формальностей и четкой иерархии. Но самое главное ― формулируйте четко цель компании и подумайте, делает ли она мир лучше.

АВТОР: ВАЛЕРИЯ ДАВЫДОВА

Источник: https://yodnews.ru/