Группа американских ученых под руководством Даниэль Бассетт (Danielle S Bassett) из университета Пенсильвании изучила, чем мозг людей, все усваивающих быстро, отличается от мозга тех, кому для этого необходима более длительная тренировка. Об этом сообщает Калифорнийский университет, где работает Скотт Графтон (Scott Grafton), другой автор этого исследования. Результаты опубликованы в свежем номере журнала Nature Neuroscience.
Для того чтобы лучше понять, как происходит процесс обучения, ученые предложили ряду испытуемых научиться играть в простую игру: им показывали ряд карточек и требовалось определенным образом реагировать на них. После того как им объяснили задание, каждому испытуемому было предложено сыграть 50 партий в эту игру, при этом ученые следили за активностью их мозга. После этого испытуемые тренировались дома и через две, четыре и шесть недель проходили повторное исследование.
По истечении шести недель все испытуемые, по мнению организаторов эксперимента, хорошо научились играть в эту игру, однако скорость их обучения была различной. При этом если в начале обучения у всех испытуемых связь между отделами мозга, отвечающими за визуальное восприятие и отвечающими за моторную деятельность, была очень сильной, то есть играющие старались все контролировать, то в конце — этой связи практически не было.
Как говорит Даниэль Бассетт, их эксперимент показал, что у людей, которые обучаются быстро, «лишние» связи между частями мозга исчезают раньше, чем у людей, учащихся относительно медленно, так что остаются только нужные для деятельности. У тех же, кто обучается долго, мозг старается все контролировать, поддерживая избыточные связи.
По мнению ученых, такой результат объясняет, почему дети учатся гораздо быстрее взрослых: дело в том, что кора, отвечающая за контроль, созревает относительно поздно, поэтому у детей в принципе не может наблюдать эффекта «переобучения», когда мозг слишком много думает и стремится все контролировать, вместо того, чтобы просто делать.