Элон Маск, основатель Tesla и SpaceX, а также председатель SolarCity, «миллиардер, филантроп», мечтающий отправить людей на Марс, считает, что нам не нужен экологически мотивированный повод для перехода к экологически чистой энергии. Возможно, однажды мы исчерпаем всю нефть; зачем выяснять, уничтожаем ли мы мир таким образом, если альтернатива существует?
«Если мы не найдем решение сжиганию нефти для транспорта, она закончится, экономика рухнет и общество придет к концу, — сказал на этой неделе Маск в ходе беседы с астрофизиком Нилом де Грассом Тайсоном. — Если мы знаем, что неизбежно исчерпаем нефть, зачем продолжаем этот безумный эксперимент по изменению химического состава атмосферы и океанов, добавляя огромное количество углекислого газа, который был погребен со времен докембрийской эры? Это безумие. Это тупейший эксперимент в истории на данный момент».
Тайсон удивился: «Можете ли вы представить эксперимент тупее?», — спросил он Маска. «Если честно, не могу», — ответил Маск.
Со своими зарядными станциями SolarCity (его компания по выработке солнечной энергии), Маск планирует создать «гигафабрику», которая будет поставлять батареи для электромобилей и будет представлять чрезвычайный финансовый интерес в будущем экологически чистой энергии. Маск стремится вырабатывать чистую энергию, поскольку понимает, что ископаемые виды топлива не только загрязняют мир, но и закончатся однажды.
И он, вероятнее всего, прав. Очевидно, если мы продолжим накачивать диоксид углерода и другие выбросы в воздух на прежней скорости, произойдет нечто катастрофическое.
Возможно, уровень морей будет подниматься, океаны будут подкисляться, погода станет невыносимой, жара тоже, разгорятся лесные пожары и засухи. Может быть, развивающиеся страны окажутся в сложной ситуации из-за надвигающихся климатических изменений. Может быть, это произойдет не скоро, а может, и вовсе не произойдет.
Джейсон Кеблер с Motherboard рассказывает, что комментарии Маска напомнили ему о времени, когда он посетил другого пионера чистой энергии, который, на первый взгляд, мало заботился о воздействии сжигания ископаемого топлива на окружающую среду. Мы о нем не знаем, но Роско Бартлетт был одним из пионеров космической гонки, работал в IBM в молодости и стал 20-летним конгрессменом США от Мэриленда.
Сегодня ему 88 лет, и он живет в безвестности где-то в Западной Вирджинии. Он был первым конгрессменом, который водил Prius, его жилище работает исключительно на солнечной энергии, а воду, которую он пьет, он накачивает самостоятельно. Бартлетт также остается консерватором, и его совершенно не волнует, меняется ли климат из-за людей, и меняется ли вообще.
Когда Кеблер посетил его в его резиденции в прошлом году, Бартлетт рассказал о своей жизни и о том, что в 1957 году его вдохновил Хайман Риковер, адмирал военно-морского флота, который сыграл важную роль в развитии атомных субмарин.
«Наша цивилизация опирается на технологическую базу, которая требует огромного количества ископаемого топлива, — говорил Риковер. — Простой факт того, что ископаемое топливо ограничено, точный отрезок времени, который оно будет доступно, играет одну важную роль: чем дольше оно будет, тем больше у нас будет времени для разработки новых возобновляемых источников энергии и изменения нашей экономики, которая обязательно должна сместиться в эту сторону».
Бартлетт потратил значительную часть своей жизни, продвигая альтернативные виды топлива. Не потому, что заботился об окружающей среде, а потому что понял, что американские ученые и бизнес могут разбогатеть, разработав что-то совершенно новое и лучшее. У них есть средства, финансовые стимулы и необходимость перейти к чистой энергии.
Маск это знает, и там, за бугром, все это знают. Мы со школьной скамьи знаем, что нефть когда-нибудь закончится. Почему бы нам не закончить этот эксперимент, который точно приведет к неминуемой гибели, и не найти что-нибудь еще? Что должно произойти, чтобы в нашей стране родился Элон Маск, который приведет нас к чистому будущему?